Говоря о происхождении слова “метавселенная”, нельзя не упомянуть известного американского писателя-фантаста Нила Стивенсона. В 1992 году Стивенсон написал роман под названием Snow Crash, в котором в основном описывается сетевой мир, параллельный реальному. Все мы в реальном мире разделены сетью в мета-мире, Нико назвал его метавселенная. Виртуальные метавселенные стали источником вдохновения для развития современных концепций цифровых миров.
Метавселенная, по его определению, – это виртуальный мир, который рождается из реального мира. Он параллелен реальному миру, взаимодействует с реальным миром и всегда находится в сети.
Фильм “Игрок 1”, вышедший в 2018 году, считается самым интуитивным кино- и телепредставлением вселенной мета. Как и в сцене из фильма, однажды в будущем люди смогут менять свою личность в любое время и в любом месте, свободно перемещаться между физическим и цифровым миром, учиться, работать, дружить, делать покупки, путешествовать и т. д. в “метавселенной”, состоящей из виртуальных пространственно-временных узлов.
Виртуальные метавселенные: больше про метавселенную
Метавселенная – это следующее значительное событие в области глобальных коммуникаций.
Необычность и новизна этих новых цифровых возможностей порождает путаницу. Появляется множество идей, оторванных от практики и практической реальности. Благонамеренные, но наивные искатели пытаются найти концептуальную основу, на которой можно было бы строить свою работу и делать ставки. Укоренившиеся игроки с определенными целями пытаются выгодно направить разговор в нужное русло, стремясь занять доминирующее положение на рынке. Все это усиливается, вырывается из контекста и повторяется с нарастающим шумом, добавляемым к исходному сигналу через социальные сети.
В конечном итоге все эти публичные дискуссии не будут иметь значения. Наступит день, когда мы посмотрим на то, чего мы достигли, и поймем, что мы это сделали. На данный момент мы не знаем, какую форму примет Метавселенная. Но это и не важно. Важно то, что однажды глобальная сеть пространственно организованного, преимущественно 3D-контента будет доступна всем без ограничений для использования во всех человеческих начинаниях – новая и глубоко трансформирующаяся среда, которую обеспечат крупные инновации в области аппаратного обеспечения, человеко-компьютерного интерфейса, сетевой инфраструктуры, инструментов создателей и цифровой экономики.
Виртуальные метавселенные: правила метавселенной
Далее представлены семь правил, которые определяют структуру Метавселенной.
Правила – это гипотезы, выведенные на основе десятилетий опыта и знаний многих практиков.
Они уже приняты многими в принципе.
Они не подлежат обсуждению. История и практика в конечном итоге определят их обоснованность.
Метавселенная, которая не следует правилам (следует в смысле “согласуется с ними”, т.е. логически, а не действует в соответствии с ними, т.е. предписывает), – это не Метавселенная, а нечто иное.
Правило №1. Существует только одна Метавселенная.
Существует только одна Метавселенная. Это совокупность всех общедоступных виртуальных миров, 3D-контента в реальном времени и сопутствующих медиа, которые соединены в открытую глобальную сеть, никем не контролируются и доступны всем.
Термин “Метавселенная” не подходит для обозначения места в Метавселенной. Когда речь идет о месте в Метавселенной, правильными терминами являются “мир”, “виртуальный мир”, “пространство”, “среда”, “узел”, “зона” или аналогичное обозначение, которое еще предстоит определить и широко принять. Аналогично, слово “Метавселенная” не подходит для обозначения нескольких подобных мест в Метавселенной.
Если кто-то называет такое место “Метавселенной”, он не описывает Метавселенную. Они описывают игру, тематический парк или обнесенное стеной сообщество, которое имеет много общих характеристик с Метавселенной, таких как 3D-пространства, места и люди. Но ни одна из этих игр не является “Метавселенной”, потому что существует только одна Метавселенная. Термин “Метавселенная” в этом контексте не имеет смысла. Точно так же и форма множественного числа “метавселенные” бессмысленна.
Термин “Метавселенная” уместен, когда используется абстрактно. Например, когда говорят: “Метавселенная, контролируемая субъектом X, – это не та Метавселенная, в которой я хотел бы жить”. Аналогично, слово “Метавселенная” уместно использовать в абстрактном смысле. Как, например, в утверждении: “В ближайшем будущем многие люди будут утверждать, что строят “Метавселенные”, но это будет не так, потому что существует только одна Метавселенная”.
Правило №2. Метавселенная для всех.
Системы в метавселенной должны поддерживать широкий спектр возможных сценариев использования и персон пользователей, для которых они предназначены. Как правило, это означает любой 2D или 3D опыт, передаваемый через сетевую инфраструктуру метавселенной, независимо от предполагаемого варианта использования. Примерами этого принципа являются:
- “виртуальный продукт”, т.е. интерактивная 3D-модель в реальном времени, изображающая физический товар;
- анимированное произведение искусства;
- игра, как принято понимать этот термин, с аватарами, неигровыми персонажами, окружением, объектами, механизмами взаимодействия, состояниями победы.
Виртуальное присутствие не является обязательным условием или определяющей характеристикой. Пользователи могут иметь или не иметь аватар, чтобы взаимодействовать в метавселенной. Не все сценарии использования требуют присутствия или воплощения. Более того, для некоторых сценариев использования это недостаток.
Виртуальные среды, хотя и являются преобладающим типом опыта в метавселенной, не являются обязательным условием или определяющей характеристикой. Простые 3D-объекты, да и вообще все типы медиа, могут быть включены; стиль презентации и информационная архитектура служат целям использования.
Метавселенная – это не просто видеоигра или даже сеть видеоигр. Конечно, большая часть производственной ценности, механики взаимодействия и экономики в Метавселенной будет “игровой” или восприниматься как таковая в силу того, что будет происходить в 3D. Но большинство впечатлений в Метавселенной не будут играми, и те, кто их испытывает, не будут “геймерами” в разговорном смысле этого слова. В Метавселенной будут игры, но будет и множество других типов впечатлений.
Поскольку Метавселенная позволяет использовать самые разные варианты, она должна учитывать мотивы создателей и потребителей в бизнесе, обществе и научных кругах. Это влечет за собой экономические последствия. Для многих видов использования создание и распространение контента не должно быть запредельно дорогим и должно обеспечивать легкий и беспрепятственный доступ для всех посетителей.
Правило № 3. Метавселенная открыта.
Метавселенная открыта, основана на взаимодействующих технологиях и инструментах, связанных через открытые стандарты связи. Стандарты являются основой всех средств связи, от телефонов до интернета, обеспечивая форматы данных, протоколы передачи и правила взаимодействия.
Открытые технологии лучше подходят для масштабирования метавселенной, по сравнению с закрытыми системами, хотя последние могут иметь краткосрочные преимущества. Совместимые продукты обеспечивают гибкие комбинации и больше выбора для создателей и потребителей.
Монополии в интернете часто используют открытые стандарты для создания проприетарных преимуществ, но это не всегда означает лучший результат для потребителей. Решения на основе стандартов могут развиваться медленнее, но в долгосрочной перспективе они могут достичь паритета с проприетарными системами. Несмотря на преимущества открытых систем, существующие стандарты, вероятно, недостаточны для поддержки инфраструктуры метавселенной, и может потребоваться дальнейшее развитие и обновление программного обеспечения и протоколов.
Заключение: виртуальные метавселенные
Концепция метавселенной представляет собой не только технологическое достижение. Это также философская и социокультурная платформу, которая может глубоко изменить наше восприятие и взаимодействие с цифровым миром. Перечисленные правила для метавселенной подчеркивают важность открытости, доступности и разнообразия опыта для пользователей всех возрастов, целей и мотиваций. Также стоит обратить внимание на значимость стандартов и технологической совместимости для обеспечения гибкости и масштабируемости метавселенной. Анализ предложенных концепций и правил позволяет увидеть метавселенную как потенциально революционное явление в сфере цифровых коммуникаций и культуры. Она требует внимательного подхода к своему развитию и реализации.